События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
Псково-Печерский монастырь
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
Жизнеописания святых



Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский

Священномученик архиепископ Александр (Петровский) родился 23 августа 1851 года в г. Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской Духовной Семинарии, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь.

Однажды во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко переменил образ жизни и, действительно, принял монашеский постриг в Москве, в Донском в честь иконы Божией Матери монастыре. Это произошло в 1900 году. Вскоре был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Донского монастыря с возведением в сан архимандрита.

С 1903 года он эконом и казначей Туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 году назначен казначеем Жировицкого Успенского монастыря, в 1910 году переведен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1911 году после прославления святителя Иоасафа Белгородского отец Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сотен человек.

В декабре 1917 года только что избранный на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон назначил архимандрита Александра настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В своих проповедях он открыто осуждал большевиков и после ухода немецких войск покинул обитель.

С 1919 года он настоятель скитской церкви бывшего Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря Полтавской губернии. Обитель была тогда многолюдной и богатой. Был там прекрасный храм, типография, иконописная мастерская. Служило там, найдя пристанище после закрытия церквей, двенадцать священников.

«Забыть нельзя,— пишет свидетель,— как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос Воскресе. Были между ними замечательные люди — подвижники, певцы, проповедники».

Когда стало очень тяжело монастырю от всякого рода репрессий, часть сестер – до пятидесяти человек, переместились за реку Псел, где образовался скит. Духовником его и стал отец Александр. Он обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ на общее пение. «Пойте все!» — обращался архимандрит Александр к народу,— и вся масса молящихся подхватывала все основные молитвословия Всенощного бдения или Литургии. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная тянулась не меньше четырех часов — и проходила с громадным подъемом.

Закрыт был Козельщанский монастырь и все храмы поблизости. Старосте одного из них удавалось некоторое время с большим трудом отстаивать скит, и туда собиралась масса народа со всей округи. Но в 1932 году и скит был также закрыт.

Отец Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, а 25 августа 1933 года назначен епископом Винницким.

В 1934 году был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), с 20 мая 1937 года назначен архиепископом Харьковским.

К этому времени в Харькове действовал всего лишь один храм Канонической Православной Церкви – в честь святителя Николая. Единственный не только в Харькове, но и по всей Харьковской епархии (все остальные храмы были насильственным образом заняты обновленцами и самосвятами, старанием которых священнослужители, преданные Канонической Церкви, были репрессированы и большинство из них истреблены).

Владыка Александр быстро приобрел всеобщую любовь. Был он человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым, а вместе с тем умел стойкость свою сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. В этом храме владыка Александр постоянно священнодействовал и своим архипастырским ревностным словом согревал и укреплял боголюбивый православный народ стоять на жизнь и смерть за чистоту Святого Православия.

Церковь была на окраине, и народ мог собираться туда без особого опасения. Собирались отовсюду.

Представители властей предложили архиепископу Александру поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православным клиром, в другое — обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, владыка Александр предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Через две недели стена была сооружена.

В обновленческом храме почти никого не было, зато православный посещало столько народа, что причащение продолжалось по несколько часов. Исповедь, конечно, была общей – при огромном количестве исповедников. Кончалось причащение в пять часов вечера,– и надо было до вечерни совершить несколько десятков крещений: восемьдесят, девяносто, а то и до ста двадцати. Приезжали люди из далеких мест и терпеливо простаивали долгие службы.

А какой подъем царил – передать нельзя, какое пение – забыть нельзя. Владыка умел вдохновлять пение от всего сердца. Радея о богослужении, церковном пении, владыка Александр умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектений: “Подай, Господи” – владыка говорил: “Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!”

Как для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра засвидетельствовать свою верность Христу и Его святой Церкви мученическим исповедничеством.

28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован НКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, якобы являясь участником антисоветской церковной организации, а также обвинялся в шпионаже в пользу Польши.

17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа Владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения.

5 января 1940 года приговор был отменен, и дело было возвращено на доследование, но в мае того же года владыка Александр скончался в тюремной больнице. О его страданиях в тюремных застенках и о мученической кончине лишь одному Богу известно.

На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в котором была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить.

Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у владыки Александра, и привратник, впоследствии ставший священником, сразу узнали владыку; в тюрьму были отправлены останки другого человека с документами архиепископа, а тело владыки Александра было вывезено из морга.

Ночью монахи и близкие почитатели облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище города Харькова в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком.

В доброй памяти православного харьковского народа архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Канонической Православной Церкви, который пребывал непрестанно в молитвенном подвиге и ходатайстве пред Богом за спасение Святого Православия.

В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован.

22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых. Мощи перенесены в Свято-Благовещенский Собор города Харькова и установлены на особом месте, для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Харьковщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца и Святителя Мелетия Архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Память священномученика Александра совершается 19 мая (1 июня), а также в 4-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Псково-Печерских святых.

Боголюбивый православный народ приобрел нового молитвенника и ходатая пред Богом, память которого в продолжении стояния за веру своих дедов и прадедов будет свято чтиться из рода в род.

Тропарь и кондак свщмч. Александру
Отрывок из книги «О Преславного чудесе...». Исторический очерк о Псково-Печерском монастыре в XX веке


Предыдущий Вверх Следующий


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.