События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
Псково-Печерский монастырь
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
Патерик



Валаамские старцы

В конце 50-х - начале 60-х годов в результате хрущевских гонений на Церковь на всей территории нашей страны осталось менее двух десятков монастырей, причем в основном женских. Из мужских обителей, помимо нескольких в Белоруссии, Литве и на Украине, в собственно русских землях в тот период действовали только Свято-Троицкая-Сергиева Лавра и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Именно в Печорах находили себе тогда пристанище иноки, связанные с духовными традициями Оптиной, Вышенской, Макарьевской на реке Лезне и Глинской пустынь - ученики учеников знаменитых старцев. Печерские насельники смогли соприкоснуться и с живыми традициями валаамского монашества, когда в 1957 году к ним прибыли из Финляндии семь братии Ново-Валаамской обители (в 1939 году древний Валаамский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера, оказавшихся после финской войны в границах СССР).

Это были:

иеросхимонах Михаил,

схиигумен Лука,

игумен Геннадий (позднее трудился на приходском служении, где и скончался),

монах Сергий

и принявшие схиму уже в Печорах схимонах Николай (до схимы Борис),

иеросхимонах Иоанн (до схимы Лавр),

схимонах Герман (до схимы Гурий).

В памяти обители наиболее ярко запечатлелись духовные образы иеросхимонаха Михаила, схиигумена Луки и схимонаха Николая. С их именами связана и основная часть дошедших до нас письменных свидетельств; поэтому именно этим замечательным старцам и посвящена часть книги. Пройдет время, и, возможно, найдутся какие-то иные исторические источники, которые помогут составить хотя бы краткие жизнеописания и других валаамско-печерских иноков. В любом случае даже на основе имеющихся документальных свидетельств можно утверждать, что былые постриженники Валаама, став полноправными насельниками Псково-Печерской обители, внесли в ее духовную сокровищницу и свой благодатный вклад.

Немало добрых слов, подтверждающих, в частности, значительную роль валаамцев в воспитании более молодых печерских насельников, сказано в воспоминаниях некогда псково-печерского инока иеромонаха Кенсорина, которому в юные годы посчастливилось по послушанию заботиться о некоторых старцах (в последние годы он нес церковное послушание в качестве наместника Святогорского монастыря в Пушкинских, точнее Святых, Горах на Псковщине).

Как пишет отец Кенсорин:"По благословению наместника архимандрита Алипия в 1962 году я поступил на послушание к валаамским старцам.

По поступлении моем на это высокое святое послушание мне пришлось ухаживать за тремя великими святыми старцами: схииеромонахом Михаилом, схиигуменом Лукой и схимонахом Николаем (Борисом).

Кроме названных, были еще иеросхимонах Иоанн, иеромонах Сергий, иеромонах Геннадий и схимонах Герман. Эти были помещены в братском корпусе, а те, за которыми ухаживал я, помещались в Лазаревском корпусе.

Я посещал этих старцев еще до поступления к ним келейником. Когда работал я на пекарне, то всегда приносил им теплый свежий хлеб. Мне также приходилось часто исповедоваться у отца Михаила. Старцы меня знали хорошо и очень радостно все приняли. Я был бесконечно рад этому новому послушанию и с любовию к нему относился". "Я с любовью ухаживал. Входя на послушание, я чувствовал их молитву и сердце как-то наполнялось Духом Святым".

Отец Кенсорин объясняет ощущение благодатности престарелых валаамцев тем, что "эти великие старцы путем непрестанных трудов, подвига молитвы, поста и послушания приобрели образ Божий... ".

Я постоянно скорблю и сожалею, что мне больше не встречалось таких старцев, с которыми можно было бы поделиться, посоветоваться, облегчить свою душу. Может быть, они ушли из этой жизни, и нам уже никогда не дойти до их совершенства - нет тех условий, хотя и говорят, что Христос вчера и днесь той же и во веки..."

Особенно много валаамцы дали отцу Кенсорину именно как духовные руководители, поддерживая его на пути очищения его души. Он особо подчеркивает это в своих записках: "Я лично считаю, что жизнь в монастыре без духовного руководства, без контроля над собой, бессмысленна - не будет духовного совершенства; это будет только название монастыря... А святые Отцы говорят: монах без Иисусовой молитвы - черная головешка. Для этого нам даются четки, ибо четки являются мечом духовным. А чтобы научиться молитве Иисусовой, нужна чистота сердца, а ее приобрести можно только путем смирения, путем послушания и путем откровения помыслов старцу. Я постоянно думаю: как это можно жить в монастыре без старцев? Я лично, живя в монастыре, ежедневно посещал отца иеросхимонаха Симеона, старца иеросхимонаха Михаила, схиигумена Луку, схимонаха Николая и постоянно открывал им свои помыслы, когда можно было (кто был посвободней), поэтому я посещал всех. Не мог один уделить мне столько внимания, сколько мне для этого требовалось. И они все, конечно, принимали меня с любовью, и я мог в то время, при откровении своих помыслов, спокойно жить в монастыре. И святые Отцы говорят: для одних монастырь - это рай, а для других - это тюрьма! Так же говорил часто мне и мой старец - отец Никита".

Смиренный ученик старцев, отец Кенсорин, сожалея об их уходе в вечность, замечает:"Жаль, конечно, таких великих старцев-подвижников, которые служили нам примером в нашей повседневной жизни, ибо, взирая на них, мы могли наглядно видеть людей, о которых нам пишут в житиях святых. Когда мы читаем об их жизни, как-то трудно укладывается в нашем сознании, нашем воображении, что они совершали подвиги выше сил человеческих. Конечно, не они совершали, как говорит праведный о[тец] Иоанн Кронштадтский, но благодать, живущая в этих людях.

Конечно, это благодать Духа Святого, живущая в них, укрепляла их. Их молитвы, конечно, очень сильны пред Богом".

...Как-то, снимая киноленту о Валааме "День поминовения", создатели фильма спросили отца Кенсорина о его впечатлении от общения с валаамскими старцами, с тем чтобы ответ инока прозвучал на экране. Он тогда почтил их память особо благодарными словами:"Это невозможно передать. Даже нет слов передать. Вот представьте себе - как слепому невозможно красоту природы рассказать, так не могу всех этих чувств... выразить своими словами. Значит, эти старцы, т. е. духовные лица,- это соль земли. И вот эти старцы - они также были как бы путеводителями: т.е. они берут как бы за руку свое духовное чадо и ведут ко спасению. Вот в этом - весь секрет. Это значит - не только сами спасаются, этого мало...

Я прихожу к такому убеждению, что если монашество рухнет, то мир без монашества не сможет существовать".


Предыдущий Вверх Следующий


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.