События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Псково-Печерский монастырь
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
Патерик



Архимандрит Серафим (Розенберг)
1909-1994

9 января 1994 года поздно вечером монастырский колокол печально возвестил о кончине земного странствования старейшего насельника обители— ризничего архимандрита Серафима (в миру Аркадий Иванович Розенберг). 62 года подвизался отец Серафим в монастыре. Целая жизнь!

Вот что рассказал в автобиографии отец Серафим о своем детстве и. юношестве. “Родился 19 июня 1909 года в городе С.-Петербурге. Отец, Иван Иванович Розенберг, латыш, лютеранского вероисповедания. Мать, София Васильевна Кононова, русская, православная. Отец – землевладелец села Изборска, Псковской губернии, также и торговец. Учился дома и в разных школах. 1925-28 гг. учился в русской гимназии в г. Юрьеве, в Эстонии. 1928-30 гг. проходил военную службу (на флоте) в г. Ревеле и г. Юрьеве. 1930-32 гг. служил аптекарским учеником в аптеке при больнице города Печоры.

18 марта 1932 года был принят в Псково-Печерский монастырь при настоятеле епископе Иоанне Булине.

Скупые строчки автобиографии скрывают от нас духовные искания человека. Немного позднее, объясняя причины прихода в монастырь, он напишет: “Не имея интереса ни к каким занятиям, будучи малоразвитым (владеющий немецким, эстонским и английским языками! — прим.) и застенчивым и не находя удовлетворения в различных удовольствиях и развлечениях, я стал тяготиться жизнью. Тоска эта заставила меня искать поддержки в религии, до тех пор мне совершенно чуждой. Познакомился ближе с монастырем, читал духовные книги, житие преподобного Серафима Саровского в частности. Наконец попросился, по совету одного монаха, в монастырь. В марте 1932 года был принят пономарем”.

“Цель христианской жизни — стяжание (приобретение) Духа Святаго!” Эти слова Преподобного Серафима Саровского утолили духовную жажду Аркадия Розенберга, и он остался в обители навсегда. Начались ежедневные молитвы и труды пономарем, в иконной лавке, экскурсии для паломников по пещерам. Принял постриг с именем Серафим, затем благодать священного сана диакона и пресвитера через рукоположение от Архиепископа Николая (Лейсмана). Для своего духовного руководства переписывает иеромонах Серафим книгу древнего наставника монашества Феодора Студита и старается исполнить в жизни. Ежедневное чтение житий святых дополняет обучение “внутреннему деланию” инока. По особым дням в году он сопровождал чудотворные иконы на крестных ходах в Печорском крае.

“Иеромонах Серафим данное ему послушание выполняет охотно и хорошо. Каждую минуту своего досуга заполняет полезным трудом. Предан обители и как монах служит образцом для всей братии. Скромен, смиренный, с полным отсутствием гордости. Абсолютно трезвый и до мельчайших подробностей выполняющий монастырскую дисциплину”,— писал впоследствии настоятель монастыря епископ Владимир.

Великая Отечественная война много переживаний принесла батюшке Серафиму. Голод. Послушание казначея и ризничного (ответственный за церковные облачения, иконы и утварь храмов). Насильное отправление ризницы монастыря в Германию, библиотеки и архива обители — в Эстонию. Без вести в 1944 году пропали родители и сестра. Радость освобождения от немцев омрачена репрессиями, допросами. С сентября 1945 г. по ноябрь 1946 г. отец Серафим служил священником в церкви св. великомученицы Варвары в г. Печоры. Терпение и молитва побеждали все. Господь не оставил подвижника без Своего попечения. Пришла утешительная весть: родители и сестра живы и находятся в Швейцарии. Ризница чудом Божиим возвращена из плена в 1973 году, а библиотека— в 1991 году. Слава Богу!

Отец Серафим возводится в сан архимандрита и получает ордена св. князя Владимира и прп. Сергия Радонежского. Батюшка Серафим смиренно продолжает, уже прихрамывая, носить в храмы по ступеням лестниц иконы и облачения к Богослужению. Осенью сметает с крыши своей кельи пожелтевшие листья, исполняя послушание старцу Симеону; зимой пилит помельче дровишки для печи; по весне разбрасывает снег от келии, чтоб быстрее таял. На вопросы отвечает с приветливой улыбкой. Иногда переводит с иностранных языков письма, приходящие на монастырь. Кроме этого, неопустительно, ежедневно посещает утреннее и вечернее Богослужение.

Так проходят годы до последней болезни, и пять лет отец Серафим терпеливо переносит страдания, ежедневно причащается Святых Христовых Таин, читает духовные книги и молится, непрерывно молится. Выходит иногда на непродолжительную прогулку и за любую услугу себе он от души с поклоном говорит: “Благодарю!” Келья отца Серафима находилась рядом с Успенским собором, далеко в стороне от братского корпуса, в котором все на виду у всех. Может быть, поэтому его жизнь архимандрит Феофан назвал “Таинственной книгой”, которую не прочитать никому...

В коридоре перед кельей у отца Серафима висела собственноручная выписка из творений святителя Тихона Задонского для христианского наставления приходящих:

“1. Всяк при Крещении Святом отрекся сатаны, дела которого суть дела злая, и Богу весьма ненавистная, то есть: идолослужение, чародеяние, гордость, зависть, вражда, пьянство, блуд, сребролюбие, разбои, хищения, воровства, сквернословия, песни скверныя — и все, что противится здравому разуму. Ты всех сих на крещении отрекся троекратно, и на вся сия поплевал; берегись же на Сие обращаться!

2. Отрекшися сатаны, ты обещался троекратно служить Христу Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. Ты в службу Христу присягнул как воины присягают, служить Ему верно, даже до смерти. А служить Христу как? Послушай: веру в Него иметь и с верою жизнь свою в страсе Божии благочестно провождать, и Ему по возможности сообразоваться.

3. Пользует сия в памяти содержать: а) вездеприсутствие Божие; б). житие и вольное страдание Христово рассуждать; в) помнить лоследния четыре: смерть, никому неминуемую, суд страшный, где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; третие — ад или муку вечную, конца неимущую, грешников ожидающую; четвертое —Царство Небесное, верным, свято житие провождающим, уготованное. Увещеваю сие всякому в своей памяти всегда содержать и домашних своих почаще подкреплять, а паче внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание и от младых лет приучались благочестию. От воспитания убо все житие зависит, а родители, в страсе Господни детей своих не воспитающии, Божия наказания не избегнут (1 Пет. 5, 8—9)”.

Эти слова являются как бы духовным завещанием архимандрита Серафима. Даже в далекой Франции, в женском православном монастыре в местечке Бюсси, звучали наставления отца Серафима. Его родная сестра Тамара Ивановна Розенберг часто приезжала туда из Швейцарии и утешала матушек обители чтением душеспасительных писем брата. На вопрос одного монаха — “что самое необходимое для мирной жизни в монастыре?” — отец Серафим ответил: “Слушаться начальство!”

Живой пример многополезного послушания священноначалию и жертвенной любви к Псково-Печерской обители, сохраненную от расхищения ризницу оставил нам смиренный, трудолюбивый и терпеливый старец — архимандрит Серафим. Вечная ему память!

Игумен Тихон. Псково-Печерский монастырь. 18 марта 1994 г.


Предыдущий Вверх Следующий


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.