События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
Псково-Печерский монастырь
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
События



В Печорах открылись IX Корнилиевские Православные образовательные чтения

1 марта 2007 г. в Печорах начали работу IX Корнилиевские Православные образовательные чтения по теме «Избери жизнь, чтобы жили ты и потомство твое».

Перед началом Чтений в Успенском соборе был отслужен молебен прпмч. Корнилию перед ракой его св. мощей.

Пленарное заседание в Печорской гимназии открыл отец Наместник докладом: «Жизнь – дар Божий».

Ниже мы публикуем текст доклада.

«ЖИЗНЬ - ДАР БОЖИЙ

Уважаемые участники IX-х Корнилиевских Православных образовательных чтений, досточтимые гости и руководители областной и районной Администрации, братия и сестры!

От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, и братии монастыря сердечно приветствуем вас и желаем вам творческих успехов, педагогических открытий и духовной радости от участия в чтениях!

Тема моего доклада «Жизнь – дар Божий». Главное, о чем я хочу сказать, - о Богодарованной ценности жизни человека, его бессмертной душе и цели жизни. Но прежде, чем говорить о человеческой жизни, необходимо несколько побеседовать о происхождении жизни вообще на земле.

Надо сказать, что человечество практически утратило полномасштабные знания о творении мира, полученные им от Творца, и теперь начинает искать их, полагаясь на различные теории: эволюции, большого взрыва, внеземного разума и так далее. Один из основоположников молекулярной биологии Френсис Харри Комптон вообще честно отказался от попытки понять происхождение жизни на земле.

Человечество вступило в период нанотехнологий, что, возможно, даст появление и новых теорий в названном вопросе. Занимаясь наукой, то есть, приобретая знания об окружающем мире, который несет на себе отпечаток Творца, человек приближается к Богу. Наука – это второй путь после веры к религии. Как известно, среди выдающихся ученых – основателей целых направлений в науке – много верующих.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на прошедших в январе этого года Рождественских чтениях сказал: "Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. И никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать Библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - только возвышает его» …

Вникнем и вдумаемся в слова Святейшего Патриарха Алексия II! Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю (см. книгу Бытия).

Известна особенность сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни: ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву (см. Быт. 2, 21-22).

Образ Божий находится в самой природе нашей души, в ея разуме, в ея свободе, а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком — в стремлении его разума и свободной воли к добродетели и святости, в стяжании даров Святаго Духа.

Душа человеческая - бессмертна. Прп. Серафим Саровский говорил: « …что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его (Адама) сего дыхания жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, возводящего его в богоподобное достоинство, то был бы он подобен всем прочим созданиям…»

На основании Священного Писания Святая Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом чрез посредство родителей, совершенно для нас неизъяснимо (Прав. Испов., ч. 1, отв. на 28 вопрос). Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после (5-й Всел. Соб.).

В человеке надо различать душу и дух. Все действия, или, вернее, движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания.

Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.

Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривать, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душею вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле.

Дух в человеке проявляется в трех видах: страх Божий, совесть, жажда Бога.

Страх Божий — это, конечно, не страх в нашем обычном, человеческом понимании этого слова; это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля.

Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это – совесть. Совесть указывает человеку, что право, что неправо, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Совесть есть наш внутренний судия — блюститель закона Божия. Святые отцы называют совесть «голосом Божиим» в душе человека.

Третье проявление духа в человеке святитель Феофан метко назвал «жаждою Бога». Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может, пока не обретет покоя в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится. (По творениям Святителя Феофана Затворника)
О душе так пишет в своих проповедях митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), который посвятил этому вопросу свои богословские исследования: «Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие. Бог — вечен, Он не имеет ни начала, ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух Вездесущий, а человеку дана мысль, способная во мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, разделенными от нас далеким расстоянием. Бог есть Дух Всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божественного свойства. Он может охватить неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания. Бог есть Дух Всесвятый. И человек, с помощью Божией благодати, имеет силу достигать вершин святости».

Душа неоцененна: из всех созданий Божиих она самое высшее создание после Ангелов. Господь Иисус Христос, однажды как бы положив ее на весы, сравнил со всеми богатствами и ценностями земного мира и сказал, что все эти богатства — ничто в сравнении с душой. Жаждет душа моя к Богу крепкому... (Пс. 41, 2 -3). Сколько мыслей и чувств рождают эти святые слова в верующем сердце!

Высшим же проявлением души человеческой является вера в Бога. Это ее крылья, на которых она подымается над землей, проникает своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый.

Душа создана не для греха. Грех противен и чужд ей, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем … сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.

Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине.

Преподобный Силуан Афонский пишет: «Когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас, ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о Небесном и слезно ищет Господа».

Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Величие и красота верующей души в ее смирении. Душа прежде тела переходит в жизнь вечную. С нашим преображенным телом она соединится только после воскресения мертвых. Если мы не приготовим за свою земную жизнь душу к вступлению в новый мир, в котором ей предстоит жить, какой чужой будет чувствовать она себя в этом новом мире! Перед ней будет закрыт вход в Царство Небесное!

Преподобный Серафим Саровский в своей беседе о цели христианской жизни – о стяжании Духа Святого говорит, что душа получает в Таинстве Крещения прощение первородного греха и Благодать Духа Святого, запечатлеваемую в Таинстве Миропомазания. Растраченную в жизни грехами человека Благодать Духа Святого можно восстановить покаянием, молитвой и добрыми делами ради Христа.

Таково Православное понимание о душе. Часто молодые люди, студенты, школьники во время духовной беседы со священником спрашивают о переселении душ и о возможности прожить жизнь на земле еще раз. Все вышеизложенное дает исчерпывающий ответ на эти вопросы.
Главное в жизни – иметь цель.

Пути стяжания Духа Святого многоразличны. Приводим несколько высказываний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, подобранных по теме нашего доклада из книги «Собиратель Русской Церкви»:

«В. - Что, по-Вашему, Ваше Святейшество, движет человеком в жизни?
О. - Цель. Ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно. К этой цели человек стремится и, возможно, будет добиваться ее достижения всю свою жизнь. Но он должен ее достигать, потому что иначе жизнь не будет иметь ориентира. Цель – это движение, в ее достижении смысл человеческого существования.
В. - Ваша жизненная цель?
О. - Достойно пройти путь пастырского служения, который веками проходили святители Земли Русской. Добиться совершенства в своем деле - служении Господу нашему Иисусу Христу.
В.- Но сегодня Вы, Ваше Святейшество, находитесь на вершине церковной власти, сумели достичь, кажется, всего!.. Разве не так?
О.- А совершенства все нет... Посмотрите, сколько недоброжелателей опять появилось у Русской Православной Церкви, сколько насущных проблем давят ее тяжким бременем!.. Себя, в известной степени, я хотел бы считать собирателем нашей сегодняшней Церкви, а это значит, что весь груз ответственности за все происходящее лежит на мне. Так что, как видите, до достижения моей жизненной цели мне еще идти и идти».

В названной книге есть рассказ мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова об одной интеллигентной старушке, которая задолго до начала восстановления храма Христа Спасителя передала ему старинную Библию для этого будущего храма согласно завещанию почившего своего супруга. Вера и ожидание этого великого события дало ей смысл жизни… Интересные выводы делает Юрий Михайлович о поступке веры героини своего рассказа: «Он вдохновляет и дает надежду. Он относится к тем любимым мною сюжетам, о которых сказано в библейской притче о блудном сыне: был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Ведь и мы сегодня всей страной попали в воронку похожего сюжета.
Многие в мире готовы списать Россию и похоронить. Им кажется, что с нами все ясно: народ вымирает, экономика загибается, страна разворовывается. Еще немного – и территорию можно будет отламывать по кускам. Для спасения из этого омута нужны не только какие-то там инвестиции и прочие макро-экономические меры. Нужно еще знание, как выйти из губительной инерции, переломить смертоносную тенденцию, войти в состояние, когда храм восстанавливается, человек оживает, народ поднимается и все начинается заново».

Примеры из книги «Собиратель Русской Церкви». В продолжение рассказа мэра Москвы приведем сердечную искреннюю исповедь одного из почитателей Святейшего Патриарха Алексия II – Федора Конюхова, путешественника, заслуженного мастера спорта, яхтенного капитана. «Я глубоко верующий православный человек. И Господь Бог ведет меня по моей, как некоторые полагают, перенасыщенной всевозможными приключениями жизни. Но я-то понимаю, что раз Бог ведет, значит, надо идти и не лениться.
С 1992 по 1997 год я, помимо прочих путешествий, целенаправленно осуществлял свою программу под кодовым названием «Семь высочайших вершин мира». Суть ее очень проста: на каждом континенте нашей планеты есть малодоступная горная вершина, на которую мне и надо было забраться. С завершением программы «Семь вершин мира» меня поздравили многие люди, среди которых немало выдающихся деятелей современности и представителей практически всех мировых религий, … Каждому за добрые слова и напутствия мой поклон до земли, всех люблю, всегда помню, молюсь за их здравие и благополучие. Но приветствие Патриарха Московского и всея Руси, да не обидятся на меня другие, - это, конечно, особый бальзам на сердце. Мне было очень приятно узнать, что столь духоносный человек следит за ходом моих путешествий во славу нашей Отчизны. Их успех никогда бы не стал возможен, не будь на то воли Божией.
«С интересом узнал о покорении Вами семи высочайших вершин мира, - написал, обращаясь ко мне, Предстоятель Русской Православной Церкви. – Радует, что труды свои Вы связываете с желанием улучшить отношение людей к миру и природе, укрепить в их душах веру в Бога. Приветствую Ваше желание совершить посвященное 850-летию Москвы и Международному году океана кругосветное путешествие на яхте – во имя распространения православного мировоззрения и образа жизни. Помощь Божия да сопутствует Вам в грядущем плавании Вашем!» Такие слова окрыляют. Помолившись, я отправился в новое путешествие – на международную кругосветную гонку яхтсменов-одиночек. И вот тогда-то, в конце августа 1998 года, я попал в такой оглушительный шторм, что грешным делом подумал: ну все, прощай белый свет!..»
Далее путешественник рассказывает о том, как он трое суток молился святителю Николаю и читал молитву Оптинских старцев с невыразимо глубокими переживаниями. В этот период он оказывался за бортом перевернувшейся яхты и чудом остался жив… Интересно завершение размышлений этого удивительного христианина о своем призвании и цели жизни: «Древние греки говорили так: «Плавать по морям необходимо, жить не так уж необходимо». Раньше я считал, что самая лучшая смерть – это та, которая застигнет далеко в путешествии, на пути к заветной цели: к вершине Эвереста, допустим, или у мыса Горн. А теперь мне не хочется так умирать. Я еще не насладился земной красотой, хочется еще и еще раз услышать пение птичек, жужжание пчелы, просто сидеть и смотреть на зеленую траву. Я хочу, как мой дед Михаил, под старость лет созерцать этот мир. И уйти из жизни, осмыслив пережитое. Мысли, конечно, достойные, но...
Но что-то опять меня тянет вперед. Осенью на весельной лодке махну, пожалуй, через Атлантику! Лично для меня просто невыносим тот факт, что до сих пор Россия не может увеличить число одиннадцати стран, представители которых пересекли в одиночку тот или иной океан. Спаси меня, Господи. Сохрани!»

Рассказ путешественника напоминает нам, что в жизни нашей мы должны переплыть житейское море и достичь своих духовных вершин.

В 2004 году мы с братией Свято-Успенской Псково-Печерской обители приехали участвовать в торжествах в Сарове в связи с юбилейной датой 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Сровского. К этому событию было приурочено и открытие новой школы, построенной С. В. Пугачевым и освящение Казанского храма, который был воздвигнут из руин. Благотворителем второго проекта был Олег Дерипаска, известный всем состоятельный человек. И после освящения храма на трапезе он сказал, что, участвуя в этом проекте, он нашел цель жизни, которой раньше не видел... Вновь подтвердились в наши дни слова премудрого Соломона: «Все суета сует и томление духа» - кроме искания Бога!

Вернемся к докладу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Рождественских образовательных чтениях в январе сего года.

«Встает вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Это дает возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной творческой деятельности».
«Свидетельство Церкви осуществляется через её присутствие во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо всём, что затрагивает душу человека. И именно поэтому она активно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность, поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает молодое поколение».

Сделаем краткий вывод из нашего доклада. Необходимо ценить Богодарованную жизнь и стремиться с Божией помощью к своей духовной человеческой цели! Ибо бесцельная жизнь порождает многие страшные проблемы современности, например, неоправданный риск своей жизнью молодых людей в искусственно создаваемых экстремальных ситуациях, таких как паркур, скейтбординг и другие, что является, наверное, следствием отсутствия цели в жизни, отсутствия сознания Богодарованности её. Будем радоваться жизни, молиться и благодарить Бога за бытие и бессмертие души.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Благодарю Тебя, Владыко, яко от небытия в бытие меня привел если». «Велик Бог: велик человек! Держи в сердце эти слова и чувствуй их!». «Жизнь души моей и тела моего – Христос».

Закончим доклад словами нашего старца приснопоминаемого Архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Жизнь – подвиг, жизнь – наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь».

Архимандрит Тихон (Секретарев).
1 марта 2007 г.

2 марта работа прошла по секциям. В заключение состоялось родительское собрание, на котором выступили участники Чтений, а также сделал свой доклад на тему «Здоровье – дар Божий» Архимандрит Тихон.

В этот же день в обитель прибыл Высокопреосвященнейшей Корнилий, Митрополит Таллиннский и всея Эстонии.

3 марта, в день Родительской субботы Владыка Корнилий и Наместник Архимандрит Тихон молились за Божественной Литургией. Вечером в Михайловском соборе Митрополит Корнилий возглавил воскресное Всенощное бдение.


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.