События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
Псково-Печерский монастырь
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
События



Годовщина кончины старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Перейти к фотографиям
Фотографии

4-5 февраля 2007 г. в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре состоялись богослужения, на которых поминали почившего старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

3 февраля в Михайловском храме было отслужено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков.

4 февраля ранняя Божественная Литургия была отслужена в Успенском храме в 6-00. Позднюю Божественную Литургию в Сретенском храме в 9-00 служили Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит в сослужении Митрополита Гавриила Ловчанского (Болгарская Православная Церковь), Епископа Зарайского Меркурия, Наместника обители Архимандрита Тихона, братии монастыря и духовенства.

Наместник Архимандрит Тихон произнес Слово в Неделю о блудном сыне, в 1-ю годовщину кончины старца приснопамятного отца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Объятия Отча отверсти ми потщися...»
(Тропарь в Неделю о блудном сыне)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Объятия Отча отверста ми потщися...» - поет ныне Святая Церковь, призывая нас к покаянию.

Так же сегодня мы молитвенно вспоминаем кончину и погребение старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который всех наставлял истинному покаянию и жизни во Христе.

Год назад 5 февраля 2006 года, в воскресенье, в день памяти Собора новому-чеников и исповедников Российских после ранней Литургии батюшка отец Иоанн причастился Святых Христовых Таин. В 9 часов 50 мин утра при начале поздней Божественной Литургии Архимандрит Иоанн в полном сознании отошел в вечность. Так в обители умирают праведники: на ранней Литургии за них молятся о здравии, после которой они причащаются Святых Христовых Таин и отходят в вечность. А на поздней Литургии уже молятся о упокоении их души.

Первую Заупокойную литию в келлии старца по облачении почившего совершил Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с братией обители. В этот же день в 14 часов 30 минут в обитель прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит. Архиепископ Евсевий в сослужении братии совершил заупокойную Литию, и гроб с почившим старцем под колокольный монастырский звон с крестным ходом при пении «Святый Боже» был перенесен в Сретенский храм, где Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий вновь совершил заупокойную Литию и сказал слово, в котором всех призвал: «... Наш долг сегодня и на будущее - молиться за старца отца Иоанна и ответить на его любовь своею любовью к нашей святой обители.

Да будет светел путь его к Престолу Божию! И да увенчается этот путь вечной радостью со святыми!...»

Затем Архиепископ Евсевий начал чреду чтения Евангелия по почившем старце.

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была направлена срочная телеграмма с прискорбным известием о кончине старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Для СМИ Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, дал информацию о новопреставленном старце следующего содержания:

«Богомудрый старец Архимандрит Иоанн родился 11 апреля 1910 года в г. Орле в благочестивой семье в день празднования Псково-Печерских преподобных Марка и Ионы. С 13 лет он избрал монашеский путь и, как многие его современники, не мало пострадал за Святую Церковь. 25 октября 2005 года исполнилось 60 лет священнического служения старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Годы его пастырского служения были ярким горением духа во славу Божию: усердное душепопечение о людях, забота о духовной помощи приходским священникам, утешение и поддержка братии Псково-Печерского монастыря и других монашествующих. Немалая доля его участия была и в церковном книгоиздательстве. Всё это входило в пастырское служение о. Иоанна.

Всё, что делал батюшка, было посвящено живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Все его суждения о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни всегда были в русле святоотеческих традиций духовного трезвения и святой молитвы. Он был печальником и молитвенником за весь наш русский народ... Вечная ему память со святыми».

5 и 6 февраля 2006 года у гроба почившего старца отца Иоанна в Сретенском храме непрерывно читалось Святое Евангелие, и совершались панихиды.

7 февраля прошлого года после Божественной Литургии здесь в Сретенском храме совершилось отпевание новопреставленного старца Архимандрита Иоанна, которое возглавил Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит.

Перед отпеванием нашим Владыкой было зачитано письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором в частности было сказано:

«... Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к славе Божией снискали отцу Иоанну общеправославную известность и глубокое почитание... Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пастырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от обители... К его проповедническому голосу прислушивались не только люди Церкви, он был знаем и почитаем многими светскими людьми... Торжествует Правда Божия, столь убедительно открывавшаяся православному миру в жизни и пастырских трудах отца Иоанна... Выражаю надежду, что, по слову Спасителя, он услышит желанный глас: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего»...
С любовью во Христе, Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин прислал телеграмму соболезнования. Приведем из неё несколько слов:
«... с глубокой скорбью узнал о кончине Архимандрита Иоанна, одного из самых почитаемых в России старцев, истинного подвижника веры... Беседы с отцом Иоанном - неординарным, светлым и праведным человеком - оставили неизгладимый след в моей душе...».

Свои соболезнования по случаю кончины старца Архимандрита Иоанна прислали многие иерархи Русской Православной Церкви и государственные деятели, а также духовные чада батюшки.

От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия Архиепископа Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархиманд-рита, были направлены благодарственные телеграммы всем выразившим соболезнование в связи с кончиной старца Архимандрита Иоанна.

В 9-й, 20-й и 40-й день и полгода по кончине батюшки, а также в день его рождения и день Ангела были совершены сугубые молитвословия о упокоении при-снопоминаемого старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Прошел год, который был наполнен осмыслением значения в жизни каждого из нас приснопамятного отца Иоанна. Переиздаются его духовные книги, диски с его живым голосом и поучениями. К 1-й годовщине кончины батюшки издан сборник его рассказов о своей жизни «Память сердца», бережно собранных его духовной дочерью. В книге есть такие слова батюшки: «... на пороге Новой жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь ...». Чтобы войти в новую жизнь, о которой говорил старец, нужно покаяться и быть обновленным благодатиею Божиею.

Прочитаю в сокращении неопубликованное поучение, составленное батюшкой на сегодняшнее Евангельское чтение. Главная мысль поучения - не должно откладывать покаяния. Старец писал: «Святая Церковь, желая побудить нас к чистосердечному раскаянию, предлагает нам сегодня притчу Спасителя о блудном сыне ... Не хотел этот своенравный сын жить в довольстве под мирным кровом родительского дома в послушании отцу своему, а пожелал свободы - и попал в неволю ...

Не то ли бывает и со всяким грешником? - Грех тяготит душу человека, делая его жалким рабом страстей своих. Лишенный даров благодати Божией, грешник не может не испытывать духовного голода, столь же мучительного для души, как обыкновенный голод для тела. Блудный сын, голодавший на чужой стороне, вспомнил про отца своего, про свою прежнюю спокойную жизнь под кровом родительским; вспомнил, что и наемники отца его едят вдоволь хлеба, а он, родной сын, умирает от голода. И вот у него является святая решимость идти к отцу с повинною. Решившись, не стал он медлить, откладывать, но тотчас же пошел в надежде испросить у отца прощение и поступить хотя бы в число наемником к нему. И что же? Надежда не обманула его. Отец с величайшей радостью принял блудного сына своего и возвратил ему все сыновние права.

Точно также поступит и Отец Небесный с грешником, обращающимся к Нему с сердечным раскаянием. Не помнит Он более прежних грехов и беззаконий; Ему дорога всякая душа христианская, искупленная Кровию Единородного Сына Его... Поэтому, братия и сестры, мы не должны откладывать покаяние и медлить исправлением. Пока есть еще время, пока не заглохло в душе нашей сознание греховной немощи и мы окончательно еще не погрязли в тине пороков и страстей, нам необходимо собраться с силами и восстать от своего греховного падения. Если мы сами не в силах восстать, надлежит просить у Бога помощи, - и Он прострет к нам Свою всемогущую десницу и извлечет из бездны греховной ... «Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен (Господь), да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды» (1 Иоан., 1,9)...

Далее отец Иоанн отмечает в своей проповеди очень важную деталь в деле покаяния.

«В себе же пришедъ...» (Лк.15, 17), хорошо сказано: в себе. Когда мы грешим, мы вне себя, безумствуем, сбиваемся со своих мыслей; когда же начинаем вести себя по правде, возвращаемся в себя. «В себе же пришедъ, рече:...» Здесь заметь тщательно, как оправдывается давно сказанное слово ... Мы в самих себе носим запас целебных средств. «В себе же пришедъ»... Не постороннее какое-либо лекарство подействовало на него, но его собственная природа заявила свои требования и направила его на путь спасения.

«Колико наемников отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю» (Лк.15, 17). Сыновьями Божественное Писание называет тех, кто совершенно предан праведности и благочестию; наемниками же тех, кто не имеет преданности добродетели и не руководствуется в устроении своей жизни волей Божией, - кто хотя и разумеет благо, любит учение, но не отдается ему всецело сердцем.

Таким-то людям, не имеющим всецелой любви, но вообще расположенным к благочестию, Бог дает плату сообразно с их расположением. Поэтому вполне справедливо сказал он: «Колико наемников отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю; ...восстав иду ко отцу моему...», возвращусь к Тому, Кто сказал: обратися душе моя в покой Твой, «и реку ему - Отче, согреших на небо и пред тобою. И уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих...».

Вернемся к словам батюшки: «стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь». Из этих слов видно, что батюшка смотрел на смерть, как на встречу с Господом. Поэтому он с особым духовным благоговением молился и служил в праздник Сретения Господня. С праздником Сретения Господня многое в жизни связано у отца Иоанна: освобождение из мест заключения, 15 февраля 1967 года закончилось его служение в храмах Рязанский епархии, отпевание было совершено в Сретенском храме согласно его завещания.

Отец Иоанн в обители продолжал дело старца Симеона, который носил имя Симеона Богоприимца. Местом упокоения промыслительно стало прежнее место погребения старца Симеона.
Батюшка любил слушать запевы праздника Сретения Господня, например, «Не старец Меня держит, но Аз держу его ...» и другие.

Старческое служение отца Иоанна началось с его прихода в обитель в 1967 году, в канун праздника Сретения Господня.

И для старца Симеона, и для отца Иоанна образцом святости, безусловно, был праведный Симеон Богоприимец.

На тему святости приведем несколько слов из неопубликованной проповеди отца Иоанна в праздник Сретения Господня.
«... Священное Писание говорит о Симеоне: «... и бе... человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе СВЯТ В НЕМ». Разберем и объясним смысл этих слов, чтобы почерпнуть в них силу мужественно и спокойно встретить смерть.

«... И бе... человек сей праведен ...». Праведностию обыкновенно называют такую черту в жизни человека, по которой он свято и с верою исполняет возложенное на него законом обязанности по отношению к своим ближним.
Если, например, царь со всем усердием заботится о благе своих подданных, всегда старается охранять их жизнь - внутри мудрыми законами, а от вне - своим воинством, защищает невинного и слабого от угнетений сильного, своею жизнию подает добрый пример подданным, то история, передавая дела потомству такого царя, называет его справедливым. Судья, беспристрастно разбирающий дела подсудимых, не принимающий никакой клеветы от злобных доносчиков, заслуживает также имя судии справедливого. Воин, со всею точностию исполняющий повеления своего начальника, ... не менее должен быть назван справедливым.

Пастыря называют справедливым тогда, когда он верно, безотказно, не разбирая на личности, исполняет свой долг по совести, учит своих пасомых и словом, и делом. Праведность и была для Симеона первым приготовлением к покойной кончине.

«И се, бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон. И человек сей праведен и благочестив» (Лк. 2, 25).
Благочестие есть исполнение обязанностей в отношении к Богу. Следовательно, благочестив тот, кто верует в Бога, старается познавать Его как чрез рассматривание Его творений, так и чрез чтение Священного Писания. Благочестив тот, кто верит, что всё в мире получило начало своё от Бога и управляется Его Святым Промыслом. Благочестив тот, кто в простоте сердца верит всему, что написано в Священном Писании, покоряя разум свой непостижимым истинам Божественного Откровения. Также, - кто благоговейно принимает все святые установления Православной нашей Церкви и в точности исполняет их, например, установления поста, и благоговейного стояния в церкви.
Благочестив тот, кто любит Бога более всего, как своего Творца, Промыслителя и Искупителя. Это стремление души к Богу выражается благоговейною молитвою. Равно любит Бога тот, кто из любви к Нему всегда готов в помощь нуждающимся ближним, - или кто, любя Бога, любит и ближних своих. Ибо без любви к ближнему невозможна и любовь к Богу. «Не любяй брата . ., егоже виде, Бога, Его же не видя, како может любити» (1 Иоан., 4, 20). Благочестив тот, кто твердо и несомненно уповает на Бога, полагается во всем на милосердие Его, и верит в исполнение всех Его обетовании и пророчеств, подобно Симеону, о котором сказано: «... и Бе... чая утехи Израилевы»... Благочестив тот, кто с верой во второе пришествие Господне на страшный всемирный суд соединяет веру в жизнь вечную с ея бесконечными благами для праведников и нескончаемыми наказаниями для грешников. Благочестие было для Симеона вторым средством приготовления к смерти мирной. Наконец: Святой Симеон своею праведностию и благочестием привлек на себя благодать Духа Святаго: «и Дух бе Свят в нем», сказано: Дух Божий в благочестивом пребывает Своею милостию и благоволением и вносит в душу его мир и радость. Дух Святой, Которому Симеон угодил своею праведностию и благочестием, без сомнения усладил Своим присутствием предсмертные его минуты. Потому-то он с такою радостию и сретает Господа, вестника своей смерти ...»
Читая и слушая проповедь на Сретение Господне, составленную батюшкой отцом Иоанном, мы можем с полной уверенностью сказать, что он и сам был и праведен, и благочестив, и Дух Святой жил в его сердце!

Свою проповедь отец Иоанн закончил краткой молитвой, которую уместно прочитать и нам с вами.
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины. Приди и вселися в ны, умири жизнь нашу и дай нам кончину христианскую, безболезненную, чтобы мы пред смертным часом могли, подобно праведному Симеону, воззвать с радостию, от всей души: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром"».

Прошел всего один год после приснопамятной кончины отца Иоанна. Клнчина батюшки явилась днем рождения его для вечной радости, для Сретения со Христом Спасителем.
Сегодня совершили Божественную Литургию Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в сослужении Высокопреосвященнейшего Митрополита Гавриила Епископа Ловчанского (Болгарская Православная Церковь) и Преосвященнейшего Епископа Зарайского Меркурия, викария Московской епархии, управляющего Патриаршими приходами в США, с сонмом священ-ноиноков и священников, во Христе диаконов, с усердно молящимися духовными чадами отца Иоанна и благочестивыми паломниками с поминовением приснопамятного старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Божественная Литургия -самое главное в деле духовного общения во Христе всех православных христиан -живых и усопших.

«Объятия Отча отверсти ми потщися...» - слышим мы ныне умилительный призыв к покаянию в храме.
«Объятия Отча» сретили в Вечности отца Иоанна, в чем у нас нет сомнений. Объятия отча, батюшкины молитвенные объятия, дерзнем мы сказать сегодня, да не оставят нас всех и в дальнейшей нашей жизни. Через истинное покаяние и мы да сретим Господа вместе с батюшкой в вечной Пасхальной радости!
Сегодня, в воскресный день, в малую Пасху, как говорил отец Иоанн, поучение свое хочу закончить словами святителя Иоанна Златоуста из его Огласительного Слова во святой и светоносный день преславного и спасительного Воскресения Христа Бога нашего. Эти слова проникновенно, неподражаемо, с пламенной верой читал всегда отец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Светлой Заутрени: «Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; Воскресе Христос, и ты низ-верглся еси! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуются Ангели! Воскресе Христос, и жизнь жительствует! Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо восстав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь!»

По окончании Божественной Литургии Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский произнес слово о приснопоминаемом Архимандрите Иоанне. После этого в Сретенском храме была отслужена панихида, а затем в Богом зданных пещерах - заупокойная лития. А на Успенской площади всем раздавали книги о старце о. Иоанне, угощали горячим чаем с пирожками.

В Братской трапезной своими воспоминаниями о батюшке Иоанне поделились Архиеписокоп Евсевий, Митрополит Гавриил и Епископ Меркурий. По окончании поминальной трапезы всем была подарена новая книга воспоминаний о. Иоанна о своей жизни «Память сердца».

Вечером в воскресенье после вечернего богослужения в Успенском храме состоялся заключительный перед Великим постом акафист Успению Божией Матери, служение которого возглавил Митрополит Гавриил Ловчанский (Болгарская Православная Церковь) в сослужении Наместника Архимандрита Тихона и священноиноков обители.

В понедельник 5 февраля в Сретенском храме Наместником Архимандритом Тихоном был отслужен Братский молебен прпмч. Корнилию. Затем Божественную Литургию служил Высокопреосвященнейший Митрополит Гавриил Ловчанский в сослужении Наместника Архимандрита Тихона, священства.

По окончании в Сретенском храме была отслужена панихида, на которую прибыла московская делегация, в составе которой были Архимандрит Закхей (Вуд), представитель Американской Православной Церкви при Московском Патриархе, ректор Свято-Тихоновского Богословского университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Синодальной комиссии Московского Патриархата по связям с Вооруженными силами РФ протоиерей Димитрий Смирнов.

По окончании панихиды в Богом зданных пещерах на месте погребения старца о. Иоанна была отслужена заупокойная лития.

В течение дня паломники могли посетить келью Старца.

Фотографии:

Место погребения Старца в Богом зданных пещерах Архиепископ Евсевий, Митрополит Гавриил и Епископ Меркурий Архимандрит Тихон произносит Слово об о. Иоанне Митрополит Гавриил и Архимандрит Тихон в Богом зданных пещерах Архиеписокоп Евсевий, Митрополит Гавриил и Епископ Меркурий, Архимандрит Тихон в келье Старца


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.