События
Летопись обители
Путеводитель по монастырю
Чудотворные иконы
Жизнеописания святых
Игумены обители
Патерик
Книги
Проповеди о. Иоанна
Фотогалерея
Вопросы священнику
Информация для паломника
Гостевая книга

Главная страница
Псково-Печерский монастырь
The Holy Dormition Pskov-Caves monastery (English)
Das Heilige Mariä-Entschlafen-Höhlenkloster von Petschory (Deutsch)
Le Monastère de la Dormition de la Mère de Dieu de Pétchory (Français)
Поиск
Написать письмо
Карта сайта
 
События



Доклад Наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрита Тихона (Секретарева) "Современная школа и основы семейного воспитания"

"Современная школа и основы семейного воспитания"

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире.. (2 Кор. 1, 12)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1, 15)

…кольми паче Кровь Христа, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр. 9, 14)

План доклада

I. Школа и семья: поиски взаимодействия.

II. В основу семейного воспитания положить обучение жизни по совести. Библейское понятие совести. Нравственное воспитание в семье, методы воспитания ребенка жить по совести.

III. Духовно-нравственное приложение: Священное Писание и святые отцы о жизни по совести. «Через совесть мы все у Бога как один человек, потому Десятисловие обращено как бы к одному человеку». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник Том III. 1860-1861. Созерцательное Богословие. Крупицы от трапезы Господней. Изд. «Отчий дом», М., 2005. – с. 802).

IV. Пример воспитания преподобномученика Корнилия.


Уважаемые участники VIII -х Корнилиевских чтений, досточтимые гости и представители областной и районной Администрации!

От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, и братии монастыря приветствуем вас и желаем вам творческих успехов, педагогических открытий и духовной радости от участия в чтениях!

В своем кратком докладе на тему чтений мне хотелось бы раскрыть одну из составляющих семейного воспитания: воспитать в ребенке совестливость, или иными словами – научить ребенка быть внимательным к своему внутреннему человеку.

«В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания.

Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера её отношений с детьми и их родителями.

Школа как общественный институт не может заменить семью, не может решить многие социально-экономические и материальные её проблемы. Школа призвана использовать воспитательный потенциал и авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями учащихся. Основа взаимодействия «семья – школа» определяется следующими направлениями:

1. Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
2. Согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
3. Совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Однако в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания можно рассматривать как позитивное изменение.
Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье: родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребенку; способы общения родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах о содержательном времяпрепровождении; родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребенка, его самостоятельности и пониманию самоценности; эмоциональная поддержка, вера, выражение родителями своей любви к детям, причем в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что они – дети, самое лучшее, что есть у родителей.

В основу семейного воспитания необходимо положить обучение ребенка жить по совести.

Согласно Библии в каждом человеке существует нравственный закон. Под нравственным законом подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести, требующий от человека правды и выражающийся, если его сформировать, в принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 23).

Подвижник VI века авва Дорофей объясняет: «помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, называется совестью, и она есть естественный закон». Нет в мире человека, не имеющего совести, её можно «притупить», «усыпить», «потерять», но не уничтожить.

Об источнике этого естественного закона – совести – существует несколько точек зрения. Рассмотрим кратко основные из них так, как их классифицировал профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов. Их четыре: биологическая, автономная, социальная и религиозная.

Биологическая точка зрения объясняет возникновение совести в человеке его стремлением к удовольствию, комфорту, материальному успеху. Приспособление к жизни является единственным критерием различения добра и зла. Всё, что помогает человеку наилучшим образом «устроиться в жизни» - хорошо и нравственно и, напротив, всё, что мешает – плохо. Бог мыслится как устроитель моих наслаждений, исполнитель моих требований. Полнота так называемого счастья на земле – вот единственный критерий истины, красоты, правды.

Эта точка зрения слишком примитивна и не выдерживает фактов реальной жизни:

1) что человек за правду, истину способен отдать и богатство, и славу, и наслаждения, и саму жизнь;
2) что в любом обществе далеко не каждый поступок, который приносит человеку наслаждение или пользу, считается нравственным, напротив, нередко оценивается как аморальный;
3) что даже в самых «свободных» обществах, дошедших, кажется, до предела моральной «освобождености» человека, все же остается идея его нравственного достоинства, состоящая, как ни странно, в господстве личности над низменными инстинктами, чувственным эгоизмом и грубым прибытком.

Гипотезу автономной нравственности выдвинул философ И. Кант. Человек, как существо разумное и абсолютно свободное, утверждает он, сам устанавливает себе нравственный закон. Этот закон независим от условий окружающей жизни, Кант тем самым утверждает такую самостоятельность личной совести, которая формулирует нравственные нормы исключительно по внутреннему убеждению. Этот нравственный принцип, которым должны руководствоваться все люди, Кант назвал категорическим императивом. Он состоит из двух взаимодополняющих формулировок. Первая звучит как: поступай по такому принципу, который мог бы стать всеобщим законом. Вторая: поступай так, чтобы ты относился к людям так же как к цели, а не как к средству.

Слабость этой теории в том, что нравственный закон всегда оказывается неизмеримо глубже тех норм, которые может создать сам человек и нравственный закон он не в силах отменить при всем своем желании: голос совести часто слышат самые закоренелые преступники, избравшие себе иной закон жизни. Совесть будет регулярно напоминать человеку о том, как нужно жить.

Социальная точка зрения исходит из идеи, что нравственный закон порождается социальной жизнью людей. Он диктуется интересами тех общественных групп и классов, которые доминируют в обществе, и изменяется вместе с историческим изменением общества. По этой теории источником нравственного закона совести в человеке является общество.

Такая точка зрения представляет собой синтез двух предыдущих. Вот её слабые места.

Во-первых, моральные нормы общества не заменяют собой нравственного закона в человеке. Свобода воли присущая каждому человеческому существу.
Кроме того, существует множество примеров, когда люди самых разных цивилизаций, культур, классов и обществ имели одинаковое мировоззрение, а люди одного общества – различную мораль. Сами муки совести возникают большей частью по мотивам чисто личного характера, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» прекрасно показал это.

Самоанализ раскрывает человеку внутри его сердца целый мир правды и зла, где действительно «Бог с дьяволом борется» (по Ф. Достоевскому). Самоанализ открывает взору истинные законы жизни души: после грехопадения человек более склонен ко злу, чем к добру, и ему нужна помощь Божия для утверждения в делании добра. Перед этим законом внутренней жизни все внешние правила поведения – мораль, этика, законы государства являются не более чем слабым отражением Истины с большой буквы, скрытой в глубине человеческого сердца.

Скорее, социальная среда лишь моделирует проявления совести. Совесть как наиболее очевидное проявление нравственного закона есть нечто совершенно необъяснимое данной гипотезой. Страшный преступник, потерявший не только общественное сознание, но, кажется, и облик человеческий, может вдруг испытывать муки совести. И это мучение у него возникает совсем не под влиянием общества, а от противоречия между сделанным им и внутренней правдой, неожиданно открывшейся в душе.

И так, совесть не может быть продуктом общественной жизни людей и скорее внешние правила создаются от внутренних, а не нравственные законы происходят от моральных норм.

Каков религиозный или христианский взгляд на происхождение нравственного закона в человеке? Он вытекает из библейского учения о человеке как образе Божьем.

На присутствие в человеке такого закона указывает евангельская фраза: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). О конечных последствиях нарушения человеком этого закона иносказательно говорится в другом месте Евангелия: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, … и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25). Соперником зовется совесть человека, она как вечный соперник всегда обличает человека в дурных поступках. Если перевести эти слова на бытовой язык, то смысл их такой: найди согласие со своей совестью, пока ты еще жив, чтобы совесть не стала твоим обличителем перед Богом, когда ты умрешь, и твоя душа не попала бы в темницу. Здесь совесть представляется в неожиданном ракурсе, как блюститель чистоты и святости человека. «Совесть – голос Божий» – прекрасное выражение христианского учения об источнике нравственного закона в человеке.

Итак, совесть – естественный закон, данный человеку от рождения, и для того, что бы жить с ней в мире, нужно «прислушиваться к себе», изучать самого себя.

Дадим несколько кратких практических советов для воспитания в семье совестливого ребенка.

Мудрые родители должны следовать определенным правилам:
Не допускать мыслей и поступков, вызванных чувством мести.
Бороться с чувством гнева и огорчения, которые вызваны дурным поступком, направленным не только против самих родителей, но и против любого члена семьи.
Наказыватъ за умышленные проступки.
Никогда не превозносить одного ребёнка перед другим.
Указывать на непривлекательность греха, вместо того чтобы пугать ребёнка наказанием за грех.
Никогда не обескураживать ребенка.
Никогда не оставлять свои обещания невыполненными, равно как и позволять ребёнку обманывать или же нарушать данное им слово.
Никогда не терять терпение, если ребёнок чего-то не понимает, объяснить ему вновь и вновь с тем, чтобы он, в конце концов, понял, что ему объясняют.
Не предъявлять к ребенку тех повышенных требований, какие предъявляются к взрослому.
Родители всегда должны стараться вначале подействовать на ребенка добрым словом, и только если это никак не помогает, можно прибегать к физическому наказанию, причем это наказание должно соответствовать тяжести проступка.
Родители никогда не должны унижать своё достоинство, равно как и унижать достоинство своего ребенка.

Учите ребенка понимать истинное значение того, что происходит в жизни, и давать этому правильную оценку. Учите его искать вечное, а не временное.
«Воспитание – это питание правдой, развитие совести, побуждение жить по совести. Совесть – это представление о той общей правде, на которой держится все.

Совесть пробуждается от любви, при виде причиненных страданий…». (Симон Соловейчик: «Педагогика для всех»)

Проиллюстрируем действие некоторых приведенных правил в типичной жизненной ситуации. Пятилетний Гоша не раз на дню слышит, что маме грубить нехорошо. И все равно грубит, а то и кидается в драку. Спросим у родителей: «И как вы его за это наказываете?» В ответ – растерянная заминка.
- Мы? Ну, бывает, накричим, хотя, конечно, это непедагогично. Но, в основном, беседуем, внушаем, что так вести себя нельзя.
- И давно?
- Что давно?
- Внушаете.
- Да года два уже. Но почему-то никак не доходит!
А ребенок, между тем, уже и читать научился. Это почему-то до него «дошло». Да и порассуждать он горазд, за словом в карман не полезет, права качает, почти как подросток. А вот что маму бить нельзя, никак до бедняги не «дойдет». Как быть? Здесь явное невыполнение ребенком 5-й Заповеди Десятословия: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Спросим у ребенка в этот момент:
- Гоша, ты представь, что у тебя не стало мамы, потому что ты её бьешь …
И голос совести обязательно ему внутренне скажет: «Обижать, бить, оскорблять маму – это плохо!»…

«Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1 Тим. 5, 4).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Через совесть мы все у Бога как один человек, потому Десятисловие обращено как бы к одному человеку». То есть Ветхозаветные десять заповедей применимы к любому совестливому человеку, в том числе и к ребенку.

«Сегодня в обществе господствует гедонистическая парадигма сознания, нацеливающая человека на получение удовольствий, материального комфорта и развлечений при забвении духовных ценностей. При этом современное сознание зачастую склонно совершенно игнорировать духовную составляющую человеческой природы, тот факт, что в каждом из нас изначально заложена необходимость жить по совести. Забывается, что человеческая душа, говоря словами одного из христианских богословов III века, «по природе христианка». (Журнал Московской Патриархии №1, 2006, Слово Святейшего Патриарха Московского и всея на Всероссийской конфренции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество – против наркомании», с. 79)

Поэтому нам так важно с раннего возраста прививать подрастающему поколению вечное понимание совести, а также чести и достоинства человека и христианина и отличие их от эгоизма и гордыни.

В одной из библейских книг достижение такого состояния, как мудрость, обуславливается сочетанием разума и доброго расположения сердца. Вспомним, что отнюдь не мудрости просил юный царь Соломон у Господа после тысячи жертвоприношений, но «сердце разумное, чтобы судить … различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3, 9). Дар Божий – жизнь по совести. Практически, жизнь по совести - это и есть главная цель доброго воспитания, как её понимает Церковь.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский научился жить по совести в семье, затем в обителях Мирожской и Псково-Печерской.

Преподобномученик Корнилий оставил по себе замечательный памятник: незакрывающийся никогда Псково-Печерский монастырь – духовно-просветительский центр северо-запада России. История донесла имена его родителей, воспитавших его совестливым – это бояре Стефан и Мария.

Благодарю за внимание!


Версия для печати

Главная страница
События
Путеводитель по монастырю
Жизнеописания святых
Патерик
Проповеди о. Иоанна
Вопросы священнику
Летопись обители
Чудотворные иконы
Игумены обители
Книги
Фотогалерея
Информация для паломника
Гостевая книга

Сайт оптимизирован для просмотра с помощью
Internet Explorer версии 5.0 и выше, а также Mozilla 1.1 и выше.